9/9

Cписок необходимых вещей, которые нужно взять с собой в поход на лодке

20.01.2023
Саша

Cписок необходимых вещей, которые нужно взять с собой в поход на лодке

21 марта 2021


Даже небольшое путешествие или поход на надувной лодке сильно отличается от автомобильного, и уж, тем более, пешего. Более того, такой формат отличается даже от выхода на маломерном судне с жёстким корпусом. Основная причина этого отличия – очень ограниченное внутреннее пространство надувной лодки, где, кроме самого снаряжения, нужно ещё как-то разместить провизию, людей и топливо. Поэтому в процессе подготовки всего лишь к двухдневному выходу даже перед опытным водномоторником каждый раз стоит непростой выбор – что взять с собой, а чем пожертвовать в ущерб комфорту ради экономии места в лодке.

Фото: Владимир Зарицкий

Фото: Владимир Зарицкий

Я уже много лет хожу в водные многодневные походы на надувных лодках, и за это время составил список вещей, необходимых для обеспечения минимального комфорта в подобных путешествиях. С удовольствием поделюсь своим опытом подготовки к подобным мероприятиям.

Итак, первое, что нужно взять с собой на воду – это нож. Их у меня с собой всегда, как минимум, три. Ведь не зря старая финская поговорка гласит: «Потерял нож – потерял жизнь».

1. На поясе в кожаных ножнах висит старый добрый финский нож пуукко – на мой взгляд, это универсальный инструмент, которым можно открыть консервы, отрезать что-либо или отремонтировать.

2. В боковом кармане брюк - складной нож, часть лезвия которого с серейтерной заточкой. Серейтером удобно освобождать винт от намотанной на него рыболовной сетки или водной растительности, им гораздо проще чистить рыбу с жёсткой чешуёй вроде окуня или судака.

3. Третий нож «про запас» всегда лежит в рюкзаке. Здесь я отдаю предпочтение небольшим экземплярам в жёстких пластиковых ножнах или, если в походе предполагается рыбалка, это будет филейный нож в ножнах с точилкой.

Одежда

Здесь я придерживаюсь правила «2+1»: один комплект лежит в рюкзаке, второй - в гермоупаковке, а третий – непосредственно на мне. Причём все три комплекта – полноценные, которые включают в себя брюки, футболку, флисовую толстовку и куртку. Это, на первый взгляд, странное правило несколько раз меня здорово выручало, так как при водном путешествии надо отдавать себе отчёт в том, что вода здесь бывает не только снизу, но и сверху – в виде дождя. Вся вышеперечисленная одежда - из синтетики, так как она сохнет быстрее, чем шерсть или хлопок. Исключение - спортивный костюм из плотного хлопка для сна. Ещё всегда с собой держу два комплекта первого слоя термобелья. Спать в нём неудобно, но на воде здорово помогает, особенно на ветру.

Фото: Владимир Зарицкий

Фото: Владимир Зарицкий

Головной убор на воде – вещь необходимая. Он предотвращает солнечный удар и защищает голову от ветра. Их у меня тоже минимум два: кепка или берет, и панама с тесёмкой на случай сильного ветра. Также в гермомешке всегда лежит сувенир из Египта, платок-«арафатка», который можно использовать и как шейный платок на случай сильного ветра, и как головной убор-косынку.

Обувь

Обувь на воде – это очень серьёзный вопрос. Ведь кто главный враг водномоторника? Правильно, сама вода и немного - песок. В мокрой обуви ноги быстро замёрзнут, а если до базы ещё идти часов 8-12, то становится немного грустно. Поэтому всегда с собой:

1. Резиновые сапоги до колена, чтобы выходить на берег или наоборот – отчаливать с него.

2. Резиновые галоши с неопреновой подкладкой, чтобы было комфортно находиться в них в лодке. Также они здорово спасают, если лодку захлёстывает водой, или во время дождя.

3. Непромокаемые кроссовки – для берега, а также как замена галошам, если в них всё-таки попала вода.

4. Резиновые тапки - для хождения по берегу в сухую тёплую погоду и для палатки.

Фото: Андрей Спирин

Фото: Андрей Спирин

Снаряжение

Палатка. Уже много лет для водномоторных выездов я использую так называемые палатки-односекундки. Для их установки не требуется собирать каркас из дуг и натягивать на него тент, достаточно достать палатку из чехла и просто поставить, что особенно ценно после длительного утомительного перехода. А во время проливного дождя я уже давно нахожусь в сухой палатке, пока мои коллеги ещё только заканчивают собирать свои. Из минусов такой палатки - высокая стоимость и крупные габариты: из-за особенностей конструкции она в сложенном состоянии больше, чем её обычный аналог.

Спальный мешок – только в компрессионной упаковке. Это здорово экономит место в кокпите.

Армейская плащ-палатка - универсальная вещь. Ей я застилаю дно палатки, использую как тент от дождя и ветра, а сложенную несколько раз - вместо мягкой накладки на банке лодки.

Пенка. Лучше всего – пенка из эструдированного каучука. Хотя её тяжело достать и цена на неё кусается, но, поверьте, она того стоит. Ведь обычная пенополистерольная пенка моментально намокает, если в кокпит лодки попала вода, и спать на ней становится очень некомфортно.

Малая сапёрная лопатка. Тоже универсальная вещь, не занимает много места, её можно использовать, чтобы окопать палатку, а также в качестве топорика для рубки дров и для того, чтобы закрепить с её помощью лодку на стоянке.

Верёвка. Обычно вожу с собой бухту шнура длиной 10-15 метров. Но в последнее время предпочитаю комплект автомобильных трещёток из 4-х штук длиной 2,5 метра каждая. Они послужат для буксировки какого-нибудь оставшегося без хода незадачливого бедолаги, или пригодятся, чтобы соорудить якорь из камня или каркас для тента из плащ-палатки.

Фото: Владимир Зарицкий

Фото: Владимир Зарицкий

Кухня

Ввиду того, что места в лодке немного, то брать с собой казан-мангал нецелесообразно. Поэтому у меня всегда с собой алюминиевый казанок объёмом 2-3 литра, чтобы вскипятить в нём воду для чая/кофе, и армейский котелок с крышкой для разогрева пищи в виде готовых консервов. Готовить в нём не стоит – прогорает моментально.

Ложки – только деревянные, 2 шт. Еда в них остывает быстрее, а также они не тонут.

Термос. Объём 0,5 – 0,7 литра. Обычно в него заливаю кофе, сваренный на стоянке, и такого термоса-стакана хватает, чтобы обеспечить себя горячим питьём на всё время дневного перехода.


Безопасность

Спасательные жилеты. Золотое правило: если выходишь на воду больше, чем на час, бери с собой минимум один спасательный жилет сверх количества людей в лодке. Это правило меня выручало неоднократно. К тому же, лишний спасжилет всегда можно использовать как мягкую накладку на банку, так как его удобно застёгивать.

Фото: Владимир Зарицкий

Костюм-поплавок. В последнее время при температуре воздуха до 20 градусов тепла хожу только в нём. При этом специально брал не полный комбинезон, а раздельные куртку и брюки. Теплее 20 градусов - в нём жарковато, но он здорово защищает от ветра на скорости. Да и на берегу по ночам работает как тёплая куртка, что очень удобно.

Сигнал охотника. На всякий случай всегда вожу с собой это приспособление. Очень помогает при ориентировании в плавнях, когда нужно определиться с положением лагеря, или в сумерках, или если нужно подать сигнал о помощи (красная ракета).

Зажигалка. Источник огня в походе также важен, как и нож. Поэтому всегда вожу с собой три источника огня.

1. Газовую турбо-зажигалку (удобно прикуривать на скорости и на ветру)

2. Бензиновую зажигалку. Бензин у водномоторника есть всегда, поэтому проблем с топливом для неё не возникает.

3. Охотничьи спички. Они всегда лежат в гермомешке на крайний случай, если каким-то чудом удастся потерять/намочить/утопить два вышеперечисленных источника огня.

Автор: Павел Прудников

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв