Выбираем моторную лодку с жестким корпусом

Выбираем моторную лодку с жестким корпусом Какую моторную лодку выбрать — пластик или алюминий, открытую или каютную? На что смотреть при покупке водной техники? Ответы — в статье о выборе маломерного судна.


Как выбрать моторную лодку

апр.jpg

Каждый водномоторник со временем приходит к замене лодки — меняются требования к маломерному судну, задачи, район плавания. Чтобы не разочароваться в приобретении, необходимо точно знать, какое плавсредство нам подойдет — рассмотрим основные критерии выбора мотолодки для отдыха, туризма и рыбалки.

От каких факторов зависит выбор габаритов лодки


IMG-20190913-WA0048.jpg


В первую очередь определимся с размером. Для этого сопоставим желаемую мощность мотора, количество членов экипажа, водоем приоритетного использования, наличие места для хранения и бюджет на содержание.

Безусловно, чем крупнее лодка — тем комфортнее на ней отдыхать. Но может неприятно удивить стоимость эксплуатации — заправки мощного мотора, налогов, техобслуживания, хранения, перевозки.

Например, владельцы «нерегистратов» с ПЛМ до 10 сил избавлены от платежей в казну, 15-90 не слишком сильно бьёт по карману лодочника, а после 100 л.с. стоимость «лошади» возрастает вдвое.

Вспомните, какой отдых вам нравится — стоянка на воде в шаговой доступности и «домашняя» акватория, либо новые просторы, до которых плавсредству предстоит добираться на прицепе.

С перевозкой лодок до 5-5,5 метров ещё справляется обычный малолитражный автомобиль с легким прицепом и категорией «В» у водителя. Шестиметровые корпуса уже потребуют «В»+«С», серьезный полноприводный тягач. А 8 метров длины, как правило, не вписываются в автогабарит по ширине, да и транспортировать такой «корабль» достаточно сложно. Впрочем, если постоянные поездки не планируются — всегда можно воспользоваться перевозкой лодок.

Любите небольшие реки — нет смысла гнаться за размером. Берег рядом, большой волны не бывает, зато слипы не всегда обеспечивают беспроблемный спуск на воду. В этом случае подойдет и короткая плоскодонка под водометом или болотоходом.

Нравится рыбалка на открытых водоемах — потребуется более крупный и килеватый корпус, чтобы уверенно передвигаться в неспокойную погоду.

Предпочитаете отдыхать наедине с природой — можно сэкономить на пассажировместимости/грузоподъёмности. А значит, и мощности ПЛМ. Не мыслите выходных без шумной компании друзей или большой семьи — придется «кормить» большой двигатель.

После того, как сопоставите все эти факторы и определитесь с размером, переходим к материалу нижней части корпуса.

Днище мотолодки — алюминий или пластик

пшлп.jpg


На это тему идут бесконечные споры на Русфишинге и других водномоторных форумах. Апологеты каждого материала по-своему правы.

Стеклопластиковые корпуса привлекательнее внешне, в матрице можно изготовить более сложные обводы, оснастить продольными и поперечными реданами. В ночной тишине меньше слышен шум бьющихся о борт волн. Но следует быть осторожным при стоянке у каменистого берега, чтобы не получить царапин на днище. В этом случае желательно установить кильгард — защиту киля.

Металлические сварные лодки из алюминиевого сплава (преимущественно АМГ) не так боятся мелких ссадин. И следы от рыболовных сапог не будут столь удручающе смотреться на палубе. Хотя натертые соседскими кранцами борта или расцарапанная ватерлиния не прибавят привлекательности корпусу. А серьезная вмятина потребует масштабных работ в мастерской.

В общем случае можно сделать следующий вывод: пластик переносит серьёзные удары с меньшими повреждениями и проще в самостоятельном ремонте. Алюминий лояльнее относится к небольшим воздействиям, но сложнее в восстановлении после встречи с препятствием на скорости.

Выбираем компоновку плавсредства

пощшнегщ.jpg

Исходя из стиля отдыха, подбираем наиболее подходящий тип лодки.

  • «Фиш» с открытой палубой нравится любителям рыбалки. Здесь ничего не мешает забросу, можно комфортно ловить вдвоем даже в 15-футовом размере.

  • WA с центральным проходом между консолями и открытым «носом» также подходит рыболовам. Но при такой компоновке уже можно и отправиться в путешествие или покататься с друзьями.

  • РИБ выберут те, кто предпочитает безопасный экстрим. Обладая минимумом комфорта, этот вид корпусов устойчив в статике, хорошо режет волну за счет килеватого днища, непотопляем, и сохраняет возможность движения под мотором даже при полном кокпите воды.

  • Автокомпоновка — классическое исполнение, принятое практически на всех советских мотолодках. Под закрытой передней палубой — вместительный сухой рундук, экипаж удобно сидит в креслах, защищенный от ветра стеклом. На части моделей сиденья раскладываются в спальное место.

  • Рубка защищает от непогоды, и не разделяет внутреннее пространство, что особенно важно в компактных размерениях. А хороший тент решает вопросы ночевки на воде.

  • Каюта отгораживает спальную зону, для сна достаточно встать на якорь — тёплая «кровать» всегда готова. Но при небольшой длине приходится жертвовать открытой частью кокпита. Как результат компромисса — в группе до 20 футов имеем тесный «спальник» и такой же кокпит.

На что обратить внимание при осмотре катера

плролп.jpg

И вот мы нарисовали картину будущей лодки. Приобретая новый корпус в магазине, достаточно убедиться в ровности бортов и сварных швов для алюминия, отсутствии сколов гелькоата у пластика. По возможности проверить исправность установленного оборудования.

С катерами б/у ситуация немного сложнее.

  • Осмотрите внимательно днище, в особенности киль и низ транца на наличие вмятин металла или повреждений пластика до стеклоткани. Свежая «необрастайка» может скрывать под собой следы серьезного ремонта.

  • Обратите внимание на транец — по углам не должно быть трещин. Убедитесь, что болты крепления мотора не проваливаются внутрь из-за подгнившей доски-вкладыша.

  • По возможности снимите пайол, загляните в рундуки. Силовой набор не должен отслаиваться от днища. Заодно проверьте блоки непотопляемости на сухость.

Затрудняетесь самостоятельно оценить состояние — обратитесь к специалистам по подбору лодок. Они грамотно проведут диагностику и дадут исчерпывающую информацию.

Обязательно пообщайтесь с продавцом. Глядя на владельца, можно многое понять о том, как обслуживалась и содержалась лодка. А любые найденные недочеты — это повод для скидки.


лпощпщн.jpg

Внимательно выбирайте лодку по душе, и встречайте сезон на водных просторах с обновкой!


Илья Илмарин, фото автора и Calypso Bay


Обсуждение статьи
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти в свою учетную запись: Войти Зарегистрироваться
Быстрый вход через социальную сеть: