Сервис. Оборудование. Запчасти.
Лодочное электрооборудование в советские времена присутствовало в виде проводка, трех лампочек, и генераторной катушки с выпрямителем под колпаком Вихря или Нептуна. С появлением новых приборов и расширением возможностей водномоторников электрика в лодке изменилась. Попробуем разобраться с электрооборудованием лодки.
Аскетизм в виде налобного фонарика поначалу устраивает водномоторников. Но со временем желания растут, и даже надувная ПВХ лодка обрастает электрооборудованием:
Ответ на этот вопрос даёт комплектация мотора и время автономного пребывания на воде.
►Если нахождение на природе ограничивается одним-двумя днями, а из потребителей — только эхолот и светодиодный круговой огонь — то подзарядка на ходу не понадобится. Аккумулятора на 7 а*ч с запасом хватит на озвученные цели. Ещё и мобильник зарядить получится.
►Планируются длительные «автономки» — будем организовывать подзарядку от мотора во время движения лодки.
В любом случае, нам понадобится переносной «электрочемоданчик» — бокс для инструмента с установленным внутрь аккумулятором, разъёмами для подключения потребителей и (если планируем зарядку от лодочного двигателя) генераторный вход.
Комплектуем переносной энергоблок по своему усмотрению. Обычно в корпус устанавливают 2 розетки прикуривателя, выключатель зарядки, вольтметр, 2-3 светодиода (либо ленту) для подсветки. Внутри находится аккумулятор ёмкостью 7 а*ч от компьютерного блока бесперебойного питания, фара-искатель и насос–турбинка низкого давления.
Моторы малой мощности редко радуют владельцев генератором в базовой комплектации. В диапазоне 8-15 л.с. «электростанцией» уже не удивить. Двигатели от 18 сил практически всегда оснащаются выходом для подключения освещения.
± Проще всего тем, у кого ПЛМ с генераторной катушкой и выпрямителем. Остаётся лишь доукомплектовать его в сервисе оригинальным регулятором.
Плюсы — не нужно думать.
Минусов существенно больше:
Оптимальное решение — купить и установить шунтирующее устройство («довесок»). Теперь, даже если аккумулятор не подсоединён, электроприборы не выйдут из строя при повышении оборотов.
~ Если ваш лодочный мотор укомплектован только генераторными катушками — потребуется полноценный выпрямитель–регулятор напряжения. Оригинал с ограниченным функционалом и баснословной ценой и тут проигрывает самоделкам и приборам сторонних производителей.
??? Худший вариант — когда у вас ПЛМ без генераторных катушек (из-под маховика выходит только проводка зажигания, а двух проводов одного цвета с «переменкой» нет). В этом случае придется потратиться на приобретение (или самостоятельную намотку у «Кулибина») катушек освещения. Потребуется снять маховик, что без опыта лучше не делать во избежание серьёзных расходов.
Не важно, какой способ вы выбрали – купить готовый чемоданчик или сделать самостоятельно, своими руками спаять и подключить реле-регулятор, или установить в сервисе фирменное изделие. Теперь на борту вашей ПВХ лодки будет собственная электросеть. А как её применить — вы решите сами. Удачи на воде!