9/9

​Шхеры Выборгского залива.

21.01.2023
Саша

Шхеры Выборгского залива.

Куда можно сходить на и что интересного можно посмотреть на выходных, если есть моторная надувная лодка?

Вопрос на самом деле не такой простой, как может показаться. Действительно – воды у нас в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вроде бы много, но вот что касается чего-то действительно интересного (кроме рыбалки, естественно), ради чего имеет смысл куда-то ехать в свои выходные и спускать лодку - на первый взгляд вроде бы и нет. Но, к счастью, это не так. Есть такие места и их много! Просто о них мало кто знает. И этим отчётом о проведённых выходных команда  https://calypsobay.ru/ начинает цикл материалов, посвящённых тому – где можно провести выходные, если у вас есть моторная надувная лодка.

Первым нашим выходом в рамках этого проекта стала экспедиция по Выборгскому заливу. А точнее – по островам Выборгского залива.

Уникальность этого места в том, что кроме удивительно красивой и разнообразной северной природы шхеры Выборгского залива на протяжении нескольких эпох являлись обжитым людьми местом. Шутка ли сказать -  ведь история Выборга как города начинается с 1293 года, а Выборгский замок является единственным на территории России замком западного образца эпохи Средних веков и крестовых походов.

Естественно, что, обладая такой длительной историей в этих местах сохранилось огромное количество памятников и прочих артефактов. Так же стоит напомнить, что длительное время Выборг и окрестности находились под юрисдикцией Финляндии и через них огненным вихрем прошли Советско-Финская война 1939-1940 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 г. Поэтому посещение этих мест будет интересно любителям военной истории и археологии.

Наш маршрут был рассчитан на один день и был заранее составлен следующим образом:

г. Высоцк – о. Верхолаз – мыс Игольчатый – о. Овчинный – о. Густой – о. Черновой – о. Новик – о. Вихревой – г. Высоцк.

г. Высоцк – отправная точка нашего путешествия по воде.

Дорога от Санкт-Петербурга по Выборгскому шоссе заняла два часа. Трасса в общем и целом хорошая. Отличительная особенность – хоть она и двухполосная, но имеется широкая обочина, на которую прижимаются фуры, давая таким образом возможность безопасного обгона для легковых автомобилей. Дорога от Выборга до Высоцка так же в хорошем состоянии.

Местом спуска в Высоцке была выбрана лодочная станция, находящаяся на самом мысу рядом с древней шведской крепостью Тронгзунд, на которой есть слип и охраняемая парковка для автомобилей. Кстати, осмотр крепости Тронгзунд так же может являться частью поездки – она хоть и густо заросла деревьями, но в относительно хорошем состоянии. Вход свободный. 

Если даже умеренная плата за спуск лодки и охраняемая парковка является для вас идейно-неприемлемым фактом, то можно спустится на набережной в самом городе. Там есть пара мест, где это можно сделать. Там же можно и оставить автомобиль, но уже на свой страх и риск.

Сам Высоцк – город очень маленький (считается одним из самых малонаселённых городов России, так как общая численность населения немногим превышает 1 тыс. человек) и смотреть там кроме крепости в общем то больше не на что. Но при этом в нём находится база пограничных сторожевых кораблей ФСБ, а рядом с городом находится огромный порт, где имеются нефтеналивной и угольный терминалы. Практическая польза от последнего – факел от сжигаемого попутного с нефтью газа видно практически из любой точки акватории Выборгского залива, и он является надёжным ориентиром. Из минусов – город иногда накрывает волна какого-то неприятного запаха явно химического происхождения.

Остров Верхолаз (Korkeasaari) – первый пункт нашего посещения.

Чем интересен: на острове находится сторожевая башня – Тура, построенная предположительно в средние века.

Главной и единственной достопримечательностью этого острова является башня Тура, которая находится на восточной оконечности острова на траверзе башни Олава и прекрасно оттуда просматривается. Скорее всего когда-то назначение этой башни заключалось в том, чтобы предупреждать с помощью сигналов из дыма или огня обитателей Выборгского замка о том, что к его дальним подступам с моря подходит неприятель – который либо хочет ограбить их, либо купцы – которых можно ограбить уже в замке. Время тогда такое было – неспокойное и без сантиментов. Сама башня находится на скале в самой высокой части острова. Причалить к берегу можно непосредственно под башней – но тогда придётся карабкаться вверх по практически отвесной скале, покрытой мхом и потому достаточно скользкой. Либо в любой другой части острова – но тогда придётся продираться через густую растительность, так как тропинок на острове нет.

Мыс Игольчатый – красивейшее место, откуда открывается прекрасный вид на Выборгский залив, а также имеются следы фортификации.

Отличительная особенность этого места кроме пейзажей – вся поверхность мыса изрыта вырубленными(!) в скале окопами и другими укреплениями и покрыта ровным слоем из осколков от снарядов, которые были выпущены по нему в период Советско-Финской и Великой Отечественной войны. Так же во многих местах сохранились вбитые в камень металлические штыри, на которые когда-то была намотана колючая проволока. Подходы к мысу с воды, не смотря на большое количество подводных камней у берега для надувной лодки относительно безопасные – но всё равно нужно быть внимательным при швартовке. На судне с жёстким корпусом близко к берегу всё же лучше не подходить.

Остров Овчинный (Turkinsaari) – рай для любителей военной истории.

Сооружения, часть из которых сохранилась на этом острове можно отнести к двум периодам истории этих мест. 

  • Царская Россия до 1917 г.
  • Нахождение в составе Финляндии до 1940 г. и с 1941 по 1944 г.

К первому периоду относится построенная в 1915 г. станция дистанционного управления минными заграждениями Выборгского залива. Это огромное, встроенное в скалу сооружение из кирпича и бетона находится в восточной части острова. К сожалению, этот уникальный объект находится в плачевном состоянии, поэтому если в самое ближайшее время не провести хотя бы минимальные работы по его реставрации и консервированию – уже совсем скоро он может оказаться полностью разрушенным и безвозвратно утерянным. Так что рекомендую всем заинтересованным военной историей и историей фортификации его посетить – так как потом смотреть уже будет просто не на что.

Не менее интересны остатки сооружений, относящиеся ко второму – финляндскому периоду истории этого острова. Дело в том, что здесь до Зимней войны 1939-1940 г. располагалась центральная база гидросамолётов ВВС Финляндии. Хорошо сохранился слип из железобетонных плит, по которому гидросамолёты поднимали с воды на сушу. В глубине острова можно найти фундаменты от зданий и сооружений, относившихся к этой базе (ремонтные службы, казармы итд). При прогулке по этим местам очень рекомендую надевать какую-нибудь рабочую обувь с усиленной подошвой, так как в траве очень много колючей проволоки, которая рвёт кроссовки, резиновые сапоги и верхнюю одежду на раз-два. Так же на острове до сих пор можно найти большое количество неразорвавшихся снарядов, корпуса от которых встречаются тут практически везде. Дело в том, при штурме этого острова в 1940 году огонь советской артиллерии был такой мощности, что на всём этом острове целыми остались всего лишь три дерева, а сам пейзаж после его штурма напоминал безжизненную лунную поверхность, изрытую кратерами. Кстати – через четыре года в 1944 г. история повторилась и бои за этот остров во время Выборгской десантной операции так же были очень ожесточёнными.  

Так же на острове находится памятный крест, установленный здесь в память об особом белоэмигрантском лагере, который был организован здесь финнами в бывших помещениях минной роты Выборгской крепости в 1918-1924 годах. Надпись: "Кубанским казакам и всем русским людям, разделившим тяготы особого белоэмигрантского лагеря на о. Turkinsaari в 1918-1924 гг."

 Лучшее место для швартовки лодки на этом острове – слип для гидросамолётов, так как в остальных местах у берега либо очень много камней, либо берега заросли густым камышом и заболочены.

Остров Густой (Rahkasaari) – место для ценителей северной природы. Если постараться, то во время нахождения на этом острове можно познать Дзен и уйти отсюда просветлённым на всю голову.

Отличительная особенность этого острова – огромные, будто бы специально стёсанные до гладкого состояния гранитные спуски к воде. Так называемые «бараньи лбы». Место само по себе очень красивое.  Серый гранит берега у воды плавно поднимается наверх, где растут стройные сосны. При этом сам остров имеет удобную, достаточно длинную и глубокую бухту, куда можно зайти и пришвартоваться к берегу. Когда-то давно это был один из самых густонаселённых островов архипелага. Сейчас там не осталось даже фундаментов. Нахождение на этом острове наводит мысли на философский лад и заставляет задуматься о вечном и прекрасном.

Остров Черновой (Mustasaari) –  фортификационные сооружения времён Крымской войны 1853-1856 г.

            Здесь находилась Пильская передовая батарея, входившая в морскую позицию крепости Выборг, назначение которой состояло в том, чтобы прикрывать огибающий остров с трех сторон Пильский (Северный Транзундский) фарватер. Это самый северный, самый глубокий и самый извилистый из трех фарватеров, идущих через Транзундский архипелаг к Выборгу.

С воды можно осмотреть сложенную из гранитных блоков стену батареи. На самом острове можно спустится в довольно хорошо сохранившиеся пороховые погреба. Кстати – рекомендую внимательно присмотрится к надписям из серии «Здесь были Ося и Киса» на штукатурке внутри этих погребов – среди них можно найти надписи на финском языке, датированные началом ХХ века. При этом что интересно – своды погребов сложены из кирпичей, среди которых очень мало маркированных, что не характерно для строительства этого периода.

Вообще в Выборгских шхерах сохранилось достаточно много артефактов, относящихся к этому периоду. Так, командование объединённой англо-французской эскадрой, вторгшейся в Финский залив в 1855 г., было прекрасно осведомлено о мощи имевшихся в Выборгском заливе береговых укреплений, что позволило им отказаться от самой идеи зайти в залив, чтобы взять Выборг штурмом. Вместо этого они пошли сразу к Кронштадту, где обстреляли Сестрорецк и (по легенде) довели до обморока Николая I, когда он увидел эскадру из окон своего дворца в Ораниенбауме. 

Так же на острове можно неплохо пособирать грибы – их тут на удивление много.

Пришвартоваться на острове можно у сложенных из гранита и достаточно неплохо сохранившихся причалов.

Остров Новик (Mäntysaari) – песчаный берег, сосны, кладбище русских моряков.

Местоположение этого острова можно назвать уникальным. Дело в том, что он находится посередине между внешними и внутренними островами Выборгского залива. Так же сама архитектура острова нетипична для этих мест. Вместо скал и камней здесь песок, а сам остров густо зарос корабельными соснами. Так же на острове имеется мемориальное кладбище русских моряков, захороненных здесь её до революции 1917-го года, рядом с которым стоит деревянная часовня. Причём что интересно – замка у часовни нет, а щеколда находится с внешней стороны двери, чтобы закрывали дверь после себя. Внутри всё чисто и аккуратно. Наверное, так и должно быть в том месте, которое посещают только хорошие люди, уважающие свою страну и её историю.

Подход к берегу в любом месте, мы подходили со стороны Выборга, где на берегу есть оборудованное место для стоянки.

Остров Вихревой (Tuppurasaari): по-своему уникальное место чтобы понять которое – на нём нужно побывать!

            Последняя точка нашего приключения, которая неожиданно стала его жемчужиной и настоящим открытием. Остров находится на внешней гряде архипелага, поэтому с него открывается потрясающий вид на открытое море (специально для зануд от себя добавлю – на Финский залив Балтийского моря).

 Самое интересное находится на нём со стороны, обращённой к морю. Когда-то очень давно, вероятно, ещё в те времена, когда в этих местах хозяйничали шведы здесь добывали гранит. Поэтому весь берег буквально усыпан гранитными глыбами разного размера со следами обработки, а на открытых участках каменного основания острова можно увидеть выдолбленные вручную борозды и высверленные отверстия, куда вбивались деревянные клинья, с помощью которых откалывались куски камня. Посередине острова виднеется металлическая наблюдательная вышка, рядом с которой находится сохранившаяся позиция артиллерийской батареи с затопленными казематами. Залезать на самый верх вышки не стоит, так как несколько лет назад какие-то особенно одарённые личности разожгли костёр прямо на деревянном перекрытии пола смотровой площадки и находится там теперь стало небезопасно. Всё пространство рядом с артиллерийской позицией густо усеяно стрелянными гильзами от разного рода стрелкового оружия, что неудивительно, так как во время Зимней войны за эту позицию шёл ожесточённый бой, во время которого погибло очень много солдат с советской и финской стороны. В память о тех днях на острове есть два небольших мемориала – памятная табличка с финской стороны с надписью «TUPPURA» и подписью на финском и русском языках «2.3.1940 В ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ ЭТИХ ДНЕЙ» и находящийся рядом с заброшенным зданием бывшей погранзаставы мемориал в память о погибшем здесь 2 марта 1940 года командире роты 60-го особого лыжного батальона Молчанова А.Г. 1907 года рождения. Кстати, здание погранзаставы судя по датировкам на сохранившемся оборудовании построено в конце 60-х годов ХХ века на старом финском фундаменте. От него в сторону моря отходит сложенная из гранита стена, назначение которой так и осталось для меня загадкой. Так же со стороны моря на берегу можно увидеть и осмотреть изнутри небольшой трех амбразурный ДОТ, но это скорее всего уже послевоенная постройка советского периода. Так же, по слухам, в глубине острова находится железобетонный бункер, предназначавшийся для хранения в нём боеприпасов для батареи и где-то на берегу, ещё имеется четырёх амбразурный ДОТ. Но найти их в этот раз у меня не получилось.

 В этой экспедиции принимало участие два экипажа на надувных моторных лодках «Ротан 520» с установленным двигателем мощностью 50 л.с. http://rotan.pro/boats/sea_sled/14-rotan-520.html и подвергшаяся глубокой модернизации в мастерской «Калипсо – Бэй» https://calypsobay.ru/service/service_main/tyuning-katerov-i-motornykh-lodok.php надувная лодка длиной 4.8 метра с установленным на ней  подвесным водомётным двигателем мощностью 40 л.с.

Всего за время этой экспедиции по воде было пройдено 60 км. По времени наше путешествие заняло ровно 12 часов, включая обед на острове Вихревой. Время движения по воде со средней скоростью 35 км/час – 2 часа.

Вообще это наше небольшое приключение можно рекомендовать в качестве «маршрута выходного дня». Причём лучше всего делать его с ночёвкой на каком – ни будь из островов. Кстати -  его можно вполне успешно совместить с рыбалкой, тогда на обед или ужин можно вполне обеспечить себе уху и/или копчёную рыбку, как мы, собственно, и поступили.

Минимальный комплект для такого путешествия я бы порекомендовал рассматривать с транцевой надувной лодкой длиной от 3.2 м. и мощностью ПЛМ от 8 л.с. меньше всё же не стоит. Из того, на что следует обратить особое внимание – в акватории Выборгского залива очень много камней, поэтому лучше всего иметь с собой запасной винт на всякий случай.

 

Автор статьи: Павел Прудников (с)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв