Сервис. Оборудование. Запчасти.
Каждый водномоторник со временем приходит к замене лодки — меняются требования к маломерному судну, задачи, район плавания. Чтобы не разочароваться в приобретении, необходимо точно знать, какое плавсредство нам подойдет — рассмотрим основные критерии выбора мотолодки для отдыха, туризма и рыбалки.
В первую очередь определимся с размером. Для этого сопоставим желаемую мощность мотора, количество членов экипажа, водоем приоритетного использования, наличие места для хранения и бюджет на содержание.
Безусловно, чем крупнее лодка — тем комфортнее на ней отдыхать. Но может неприятно удивить стоимость эксплуатации — заправки мощного мотора, налогов, техобслуживания, хранения, перевозки.
Например, владельцы «нерегистратов» с ПЛМ до 10 сил избавлены от платежей в казну, 15-90 не слишком сильно бьёт по карману лодочника, а после 100 л.с. стоимость «лошади» возрастает вдвое.
Вспомните, какой отдых вам нравится — стоянка на воде в шаговой доступности и «домашняя» акватория, либо новые просторы, до которых плавсредству предстоит добираться на прицепе.
С перевозкой лодок до 5-5,5 метров ещё справляется обычный малолитражный автомобиль с легким прицепом и категорией «В» у водителя. Шестиметровые корпуса уже потребуют «В»+«С», серьезный полноприводный тягач. А 8 метров длины, как правило, не вписываются в автогабарит по ширине, да и транспортировать такой «корабль» достаточно сложно. Впрочем, если постоянные поездки не планируются — всегда можно воспользоваться перевозкой лодок.
Любите небольшие реки — нет смысла гнаться за размером. Берег рядом, большой волны не бывает, зато слипы не всегда обеспечивают беспроблемный спуск на воду. В этом случае подойдет и короткая плоскодонка под водометом или болотоходом.
Нравится рыбалка на открытых водоемах — потребуется более крупный и килеватый корпус, чтобы уверенно передвигаться в неспокойную погоду.
Предпочитаете отдыхать наедине с природой — можно сэкономить на пассажировместимости/грузоподъёмности. А значит, и мощности ПЛМ. Не мыслите выходных без шумной компании друзей или большой семьи — придется «кормить» большой двигатель.
После того, как сопоставите все эти факторы и определитесь с размером, переходим к материалу нижней части корпуса.
На это тему идут бесконечные споры на Русфишинге и других водномоторных форумах. Апологеты каждого материала по-своему правы.
Стеклопластиковые корпуса привлекательнее внешне, в матрице можно изготовить более сложные обводы, оснастить продольными и поперечными реданами. В ночной тишине меньше слышен шум бьющихся о борт волн. Но следует быть осторожным при стоянке у каменистого берега, чтобы не получить царапин на днище. В этом случае желательно установить кильгард — защиту киля.
Металлические сварные лодки из алюминиевого сплава (преимущественно АМГ) не так боятся мелких ссадин. И следы от рыболовных сапог не будут столь удручающе смотреться на палубе. Хотя натертые соседскими кранцами борта или расцарапанная ватерлиния не прибавят привлекательности корпусу. А серьезная вмятина потребует масштабных работ в мастерской.
В общем случае можно сделать следующий вывод: пластик переносит серьёзные удары с меньшими повреждениями и проще в самостоятельном ремонте. Алюминий лояльнее относится к небольшим воздействиям, но сложнее в восстановлении после встречи с препятствием на скорости.
Исходя из стиля отдыха, подбираем наиболее подходящий тип лодки.
И вот мы нарисовали картину будущей лодки. Приобретая новый корпус в магазине, достаточно убедиться в ровности бортов и сварных швов для алюминия, отсутствии сколов гелькоата у пластика. По возможности проверить исправность установленного оборудования.
С катерами б/у ситуация немного сложнее.
Затрудняетесь самостоятельно оценить состояние — обратитесь к специалистам по подбору лодок. Они грамотно проведут диагностику и дадут исчерпывающую информацию.
Обязательно пообщайтесь с продавцом. Глядя на владельца, можно многое понять о том, как обслуживалась и содержалась лодка. А любые найденные недочеты — это повод для скидки.
Внимательно выбирайте лодку по душе, и встречайте сезон на водных просторах с обновкой!
Илья Илмарин, фото автора и Calypso Bay